Гдcи б9е вседержи1телю, и3збери2 сего2 раба2 твоего2 и3 w3с7ти є3гw2, и3 сподо1би со всsкою прему1дростію и3 ра1зумомъ б9е1ственныхъ ти слове1съ поуче1ніе и3 прочита1ніе твори1ти, соблюда1z є3гw2 в8 непоро1чнэмъ жітіи2.
(Из молитвы поставления в чтецы)
Клирошанина Остоженской храма студента Московского старообрядческого духовного училища (МСДУ) Даниила Андрюкова поставили в чтецы. Хиротесию совершил митрополит Корнилий 8 сентября 2015 г. на праздник Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы — престольного праздника Остоженской общины.
чт. Даниил всегда принимает активное участие в церковной жизни, помогает в алтаре и на клиросе, за что снискал уважение прихожан и всего церковного причта. Настоятель храма о. Сергий Лисуренко является духовным отцом чт. Даниила, знает его как никто другой. По предложению о. Сергия он и был возведен на первую степень священства.
Новопоставленный чт. Даниил продолжит свое служение в Москве в храме во имя cретения чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския Остоженской старообрядческой общины.
чт. Даниил во многом образцовый церковнослужитель. Он без промедления отзывается на каждую просьбу настоятеля храма и о. протодиакона. Прихожане храма отмечают красивый голос Даниила, над постановкой которого он сейчас трудится в МСДУ, громкое и четкое чтение, необходимое для понимания молитв молящимися. Не раз можно было наблюдать чт. Даниила с указкой, руководящим клиросом, — с помощью регента правого клироса чт. Феодора Иванова чт. Даниил делает первые шаги и в этом виде служения. За что бы чт. Даниил ни взялся- всё у него с Божией помощью получается!
чт. Даниил родом из Московской области (г. Красноармейск), в данный момент учится на 2-м курсе МСДУ, помогает владыке в Митрополии, профессионально занимается фотографией, ведет несколько просветительских проектов при МСДУ, обучает после воскресной службы всех желающих знаменному пению. Крестился в 2013 году в Верее в возрасте 20-ти лет. Мы очень рады, что наша Церковь пополнилась таким замечательным талантливым чтецом!
Как известно, во время поставления в чтецы епископ открывает случайное зачало в Апостоле и передает книгу будущего чтецу. Даниилу выпало 112-е зачало из Послания к римляном св. ап. Павла.
Мы подготовили для наших читателей аудиозапись этого самого первого храмового чтения Даниилом Священного Писания:
По завершении богослужения Митрополит Корнилий вручил новопоставленному чтецу прокимник, который понадобится чт. Даниилу для служения, со следующими словами:
Благообразному чтецу Даниилу в день поставления в стихарные с пожеланием усердного и безупречного служения Святой Церкви.
Много добрых поздравлений в адрес чт. Даниила прозвучало на праздничной трапезе. о. Михаил Витушкин пожелал молодому церковнослужителю, в первую очередь, смирения, которое является матерью всех добродетелей:
Хочется поздравить чтеца Даниила с возведением в сан стихарного, чтеца. Желаю, чтобы ты совершал свое служение Богу и Церкви в послушании, смирении перед настоятелем сего храма и в любви к богослужению. Помни, что ты у всех на виду.
о. протодиакон Александр Говоров, который принимает самое непосредственное участие в духовном росте чт. Даниила и обучает его тонкостям служения в алтаре, высказал ему такое пожелание:
Даниилу пожелание будет такое, чтобы не задирал нос, оставался таким же скромным, трудолюбивым помощником Остоженской общины.
чт. Даниил в своей речи поделился с присутствующими своей горячей любовью к Остоженской общине:
Я считаю, что наш храм самый лучший в Москве. Он лучший по своей истории, по дружному коллективу, который ходит к нам в храм молиться, это не только клирошане, но и простые прихожане, и те, кто помогает служителям.
Вечером сего дня мы подробнее поговорили с чт. Даниилом о новом этапе в его жизни:
Больше всего хочется сказать о том, что вокруг таких людей, как о. Сергий, которые светят другим людям, загораются и все остальные. То, что о. Сергия возвели в достоинство протоиерея, является большим показателем его приходской жизни. Мое поставление просто как следствие этого. о. Сергий является для меня примером и как священник, и как отец в житейских моментах, он вдохновляет меня своей динамикой, и от этого хочется больше помогать в храме и совершенствоваться духовно. Есть что-то, к чему хочется стремиться внутренне, душой. Что касается моего будущего, то тут уж как Господь призовет, на какой служение, какой крест подаст. Очень трудно найти себя, свой путь, по которому идти. Понятно лишь общее направление, но как, кем, непонятно, а это очень важно. И это поставление есть подтверждение определенных предположений. Человек может предполагать, но что с ним будет на самом деле через 10-20 лет, он не знает. Сейчас я хочу помогать в храме, больше ничего не планирую. Надо действовать по ситуации. Всё, что нужно для жизни, Господь даёт. Мы молимся о том, чтобы жить по воле Господней, а не по своему грешному уму. От нас ничего не требуется. Мы просто должны вести христианский образ жизни, а всё остальное приложится. Господь нас ведет «ими же веси судьбами». Самый простой пример: когда человеку время идти на службу, он просыпается без будильника.
Информация о чине поставления в чтецы (из открытых источников)
Аpxиepeю указано возлагать на чтеца руку, от чего чин и берет свое название — хиротесия (чейс — рука и иеуйт — положение), т.е. руковозложение или поставление. Хиротесия, в отличие от рукоположения, хиротонии, совершается вне алтаря, на середине храма.
Посвящение (хиротесия) в чтеца, певца и иподиакона не является таинством, а лишь торжественным обрядом выделения наиболее достойного по благочестию из среды мирян для прислуживания при храмовом богослужении.
В больших Церквах, каковы, например, были Африканская и Римская, в III веке чтецы и певцы были уже в значительном количестве. О чине посвящения чтецов упоминается в «Апостольских постановлениях» (IV век).
Чтец поставляется на первую степень священства согласно своему намерению посвятить себя Богу. Это есть служба, служба Богу, на которую человек приходит добровольно, но уже никогда ее не оставляет, подвизаясь в ней до скончания своих дней. Сам стихарь, надеваемый на чтеца во время посвящения и носимый им при чтении и пении в храме, является символом чистоты души.
Чтецу, как и всякому рядовому православному христианину, не позволяется нарушать посты (Ап. 69), предаваться азартной «игре и пьянству» (Ап. 43), посещать зрелища (24 Трул.), участвовать в празднествах с языческими обрядами и в маскарадах (62 Трул.), устраивать пиршества (55 Лаод.), мыться в бане вместе с женщинами (77 Трул.).
Как церковному клирику, чтецу не позволяется поднимать руку на человека (Ап. 27), посещать корчемницы (Ап. 54), «брати себе в жену иноверную» (IV Всел. 14), занимать общественные, государственные и военные должности (Ап. 6, 8; Двукр. 11), заниматься ростовщичеством (4 Лаод.) и торговлей (8 Карф.), иметь дело с пролитием крови, даже животной (например, заниматься врачебной практикой, хирургией или охотой на животных) (Ном. стр. 132). Чтецов, соблудивших или нарушивших супружескую верность, равно как и женившихся второй раз, — правила лишают сана, хотя не отлучают от общения (3 Трул.; 69 Вас. Вел.). Если же жена клирика окажется неверной, то ему предписывается развестись с нею или перестать служить (8 Неокес).
Поучение об обязанностях чтеца, читаемое епископом во время хиротесии (из старообрядческого Архиерейского служебника)
Ча1до, пе1рвый сте1пень сщ7е1нства є4сть чтеца2. подоба1етъ u4бо тебэ2 на всsкъ де1нь б9е1ственнаz піса1ніz предг7лати и3 почита1ти, я4ко да слу1шающіи зрsще тS по1льзу пріи1мутъ, и3 тебЁ самому2 вz1щій сте1пень претвори1ши ни ка1ко же постыжда1z њ тебЁ и3збра1ніе, цэлому1дренно бо и3 с™о и3 пра1ведно жи1тельствуz и3 чл7колю1бца бг7а млcтіва воз8 и4маши, и3 вsщаго сподо1бішисz служе1ніz, њ хrтэ i3с7э гDэ на1шемъ, є3му1же сла1ва во1 вэки вэко1мъ, а3ми1нь.
Подготовила: прихожанка храма Ольга Самсонова