Вот её первые фотографии. Автор Э.В. Готье-Дюфайе, 1912 г.
Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины расположен в историческом центре Москвы, в доме № 4 в Турчаниновом переулке. Ранее переулок назывался 3-м Ушаковским (а в старину — Конюшенным), затем был переименован по фамилии владельца участка № 2–4 подпоручика С.Г. Турчанинова. После него этот участок принадлежал И.А. Прозуменщикову, затем братьям Зерновым, затем, с 1872 года, — потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой, у которой его приобрел известный московский старообрядческий купец Павел Павлович Рябушинский. В марте 1905 года П.П. Рябушинский перестраивает дом (в котором в настоящее время находится Остоженская община). После регистрации более 100 лет назад на этом месте первой старообрядческой общины Павел Павлович Рябушинский жертвует этот участок земли под строительство храма.
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. Храм был построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Морицевича (Матвеевича) Маята в стиле раннего новгородского зодчества. В основу композиции Покровского храма Остоженской общины архитекторами положена композиция новгородской церкви «Спаса в Нередицах». Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий равносторонний крест. Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной — притвором.
Новый храм — одноглавый, глава его в форме низкой луковицы, со звонницей, помещающейся со стороны входа, вход на звонницу — по узкой каменной лесенке. Характерен кирпичный орнамент здания. Очень хорош тонкий кружевной медный убор по фасаду. С левой стороны храма — небольшой боковой придел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. В храме две раздевальни: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Входная арка, низкая, приземистая, так и дышит стариной. Размеры храма — 14 квадратных аршин без притвора, расположенного в низкой части храма под звонницей, перекрытой сводами. Рядом со звонницей над притвором — небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается 300 человек. Вся обстановка храма — паникадило, двери, скамьи — все было выполнено в одном стиле.
Иконостас представляет собой огромную художественную и археологическую ценность — 3-х ярусный, золоченый, весь из подлинных древних икон, из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века. Храм был расписан А.А. Тюлиным вместе со своим отцом А.В. Тюлиным. Храм был построен на средства и трудами Павла Павловича и Степана Павловича Рябушинских, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.
17 августа 1908 года было совершено поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню этого храма. Всего колоколов было 8. Самый большой из них, весом 98 пудов и 20 фунтов, был пожертвован Н.И. Сушкиным, и по бокам его была сделана следующая надпись: «В лето 7416-е месяца июня в 25 день поспешением Божием, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича всея России и при старообрядческом архиепископе московском Иоанне вылит сей колокол к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что при Остоженской старообрядческой общине, в городе Москве, усердием Николая Иосифовича Сушкина в вечное поминовение по брате его Иоанне». Второй колокол, пожертвованный также Н.И. Сушкиным, весил 49 пудов, а остальные 6 колоколов были меньшего веса. Общий вес колоколов составлял 185 пудов. Кресты были сделаны в древнем стиле и вызолочены через огонь. Один из них — для главы храма, величиною около 3 аршин (2,1 м), а другой — для главы колокольни, величиной около 2 аршин (1,4 м).
В 8 часов утра в храме была совершена настоятелем отцом Трофимом Силантьевым с диаконом храмов Рогожского кладбища отцом Иоанном Хрусталевым Божественная литургия при пении небольшого хора певцов Рогожского кладбища. На богослужении находились: председатель Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета: Н.И. Сушкин и другие члены общины, а также много прихожан и богомольцев. Масса народа переполняла весь церковный двор, стояла на крышах окрестных строений и занимала прилегающий переулок. После литургии из храма был совершен крестный ход, и здесь отцом Трофимом было совершено молебствие с пением и водоосвящением. После освящения воды отец Трофим прочел положенную молитву и окропил святой водой кресты для куполов, а затем с отцом Иоанном Хрусталевым направился на колокольню и окропил святой водой поднятые накануне на колокольню 6 малых колоколов, а также больших 2 колокола, приготовленных к поднятию. После этого духовенство возвратилось в сооружаемый храм, и здесь отцом Иоанном Хрусталевым были провозглашены многолетия Царской Фамилии, архиепископу московскому Иоанну, «создателям святаго храма сего и пекущимся о нем и предстоящим». Все присутствовавшие на молебне приложились к святому кресту и получили окропление святой водой.
В 10 часов 30 минут утра закончилось богослужение, и крестный ход выступил из храма и остановился с северной стороны, где были приготовлены лестницы для поднятия крестов на кровлю. Хор певцов исполнял стихиры святому кресту. Отец Трофим окропил святой водой вызолоченные кресты, и они были подняты на руках рабочими, внесены на кровлю, а потом по особым лестницам — на купола храма и колокольни и через несколько минут установлены на места. На колокольне начался мелодичный перезвон малых колоколов. Все присутствовавшие перекрестились и поздравляли друг друга. Затем певцы запели положенные стихиры. Отец Трофим окропил два колокола, и они при помощи присутствовавших прихожан храма, членов общины и богомольцев через несколько минут были подняты на колокольню и укреплены на местах. Крестный ход возвратился в храм, где отец-настоятель обратился к прихожанам с краткой проповедью. Через полчаса все работы по закреплению колоколов были закончены, и раздался мелодичный звон, далеко разносившийся по окрестности. Духовенству и приглашенным лицам в помещении дома общины были предложены чай и закуска. Во время трапезы членами общины и прихожанами была выражена сердечная благодарность Н.И. Сушкину, С.П. Рябушинскому, С.Е. Трындину за их крупные жертвы на сооружаемый храм. П.П. Рябушинскому была послана следующая телеграмма от членов общины: «Собравшись на торжество поднятия крестов и колоколов, прихожане храма еще раз искренно благодарят вас за то начало, которое вы положили основанию нашего храма пожертвованием земли нашей общине».
В воскресенье, 12 октября 1908 года, состоялось торжественное освящение храма. Накануне освящения с раннего утра в церкви шла усиленная работа по размещению перед иконами серебряных лампадок, установке в паникадила и подсвечники толстых свеч из желтого воска, настилке ковров. С наружной, южной стороны храма, около входа, была вмурована доска со следующей надписью: «В лето 7416-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистая и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине, Иоанне Михайловиче Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В.Д. Адамовича и В.М. Маята».
На аналоях в храме были положены древняя икона Смоленской Божьей Матери и храмовая икона. У клиросов были помещены древние хоругви, пожертвованные С.П. Рябушинским, на которых находились квадратные иконы XVI века: Божьей Матери Неопалимыя Купины, преподобного Дмитрия Прилуцкого, святых великомучеников князей смоленских Федора, Давыда и Константина, Рожества Богородицы и Успения Богородицы. По краям иконы украшены старинными окладами, и к ним с боков приделаны лопасти из малинового бархата с золотой бахромой и кистями. Престол в алтаре был сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска — из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев и две запрестольные иконы.
В 3 часа дня посреди храма настоятелем отцом Трофимом Силантьевым была совершена малая вечерня с павечерницей. В 4 часа вечера в храм из церкви Рогожского кладбища были принесены две древние хоругви для участия в крестном ходе, которые были поставлены возле клиросов. Церковный двор был усыпан песком, красиво убран еловыми ветками и зеленью. В конце вечерни в храм прибыл архиепископ Иоанн, который и присутствовал за богослужением, а потом осмотрел все приготовления к торжеству. В 5 часов вечера начался торжественный звон к всенощному бдению, и храм наполнился массой богомольцев, среди них были члены совета Остоженской общины, прихожане, члены различных старообрядческих общин Москвы и немало лиц, принадлежащих к господствующей церкви, на которых внутреннее благолепие храма произвело сильное впечатление. Затем посреди храма началось всенощное бдение. Его совершали: архиепископ московский Иоанн со священниками Рогожского кладбища — отцом Прокопием Сорокиным и отцом Иоанном Власовым, с настоятелем храма Остоженской общины отцом Трофимом Силантьевым, отцом Исаакием Носовым и прибывшим из саратовской епархии отцом Иаковом Никулиным. На клиросах пел хор певцов с Рогожского кладбища. Служба правилась Покрову Пресвятыя Богородицы и обновлению храма. Всенощная продолжалась более 6 часов. Во время всенощной окружающий церковь двор и фасад храма были красиво иллюминированы разноцветными фонарями. Возле церкви, по 3-му Ушаковскому переулку, стояло много публики.
В день освящения храма богослужение началось в половине шестого утра. Храм с начала богослужения был переполнен массой богомольцев, которым при начале молебна были розданы зажженные свечи из желтого воска. Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн со священниками: отцом Прокопием Сорокиным, отцом Иоанном Власовым, отцом Исаакием Носовым, отцом Елисеем Мелехиным, отцом Трофимом Силантьевым и отцом Иаковом Никулиным, с диаконами: отцом Елисеем и отцом Львом в облачениях из дорогой золотистой парчи. После водоосвящения архиепископ и духовенство совершили освящение престола, а затем архиепископ, совершив каждение и помазание стен храма, зажег светильню в лампадах в алтаре, а потом были зажжены все свечи перед иконами в храме. После этого из алтаря на середину храма вышел крестный ход. Архиепископ прочел положенную молитву, окропил святой водой стены храма и осенил их крестом, а потом направился во главе крестного хода из храма. На колокольне производился торжественный звон. Крестный ход направился из церкви в следующем порядке. Впереди несли две хоругви из церкви Рогожского кладбища и две из вновь освященного храма. Одну из них нес С.П. Рябушинский, затем несли подсвечники с желтыми свечами, большие древние иконы: Спасителя, Тихвинской Божьей Матери, святителя Николы и малые храмовые иконы, сзади следовали певцы, священники несли Святое Евангелие, запрестольные иконы и крест, за ними следовали архиепископ Иоанн, диаконы с кадилами и богомольцы с зажженными свечами. Крестный ход обошел храм три раза, причем архиепископ при первом обхождении окроплял стены храма святой водой, при втором совершал каждение, а при третьем осенял святым крестом. Освящение закончилось в 9 часов утра.
В исходе десятого часа утра в новоосвященном храме началась литургия, которую совершал архиепископ Иоанн с шестью священниками и двумя диаконами, участвовавшими в освящении храма. На всех были дорогие облачения из серебряной парчи. Хор певцов Рогожского кладбища с замечательным искусством исполнил положенные песнопения. На богослужении находились: московский градоначальник генерал-майор А.А. Адрианов, председатель совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, коммерции советник М.С. Кузнецов, товарищ председателя А.И. Морозов, попечители Рогожского кладбища Н.А. Пуговкин и И.Л. Трегубов, члены совета и общины, члены московских старообрядческих общин, председатель совета Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета общины и богомольцы, директор археологического института A.И. Успенский, начальница женской классической гимназии С.Н. Фишер, члены археологического и архитектурного обществ, многие московские старообрядцы, и масса прихожан храма. Многие из богомольцев не могли поместиться в храме и стояли на паперти. Церковный двор и переулок возле храма были переполнены народом.
В 12 часов дня литургия закончилась провозглашением отцом диаконом Елисеем Григорьевым многолетия: «Самодержавнейшему Великому Государю Царю нашему Николаю Александровичу, Супруге Его Великой Государыне Царице Александре Федоровне, Матери Его Великой Государыне Царице Марии Федоровне, Наследнику Его Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему царствующему Дому». Певцы исполнили девять раз древним распевом «Многая лета», а архиепископ Иоанн осенял молящихся святым крестом. После этого были провозглашены многолетия: «Преосвященному и боголюбивому архиепископу московскому, нашему же господину и владыке Иоанну» и «создателям святого храма сего, благотворителям и всем православным христианам». Во время пения многолетий на колокольне храма производился звон во все колокола.
После богослужения архиепископ обратился к присутствовавшим с краткой, но глубоко прочувственной речью, в которой он поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил свою радость по поводу сооружения этого великолепного храма, иконы которого все очень древние, и перед ними молились угодники Божии. С.П. Рябушинский обратился к владыке Иоанну с просьбой разрешить чествовать настоятеля храма отца Трофима, на что владыка ответствовал: «Бог благословит». После этого С.П. Рябушинский прочел отцу Трофиму Васильевичу Силантьеву приветственный адрес, написанный с виньетками и украшениями и покрытый многочисленными подписями членов Совета Остоженской общины и прихожан. Затем отцу Трофиму была вручена икона святого апостола Трофима, написанная в древнем стиле г. Тюлиным и украшенная дорогой серебряной чеканной ризой. На иконе на серебряной доске помещена была дарственная надпись. Затем отец Трофим обратился к П.П. Рябушинскому и прочел адрес, написанный древними славянскими буквами на пергаменте и вложенный в художественный футляр. В адресе община благодарит П.П. Рябушинского за ценный дар общине — дом с землей в Москве, в 3-м Ушаковском переулке, со всеми святыми иконами и имуществом, где теперь построен храм. Затем П.П. Рябушинскому была вручена икона святого апостола Павла, драгоценная по своей древности, украшенная старинной серебряной вызолоченной чеканной работы ризой с венцом, украшенным дорогими камнями. На оборотной стороне иконы на серебряной доске была дарственная надпись.
Затем товарищ председателя Совета Остоженской общины С.Е. Трындин, обращаясь к С.П. Рябушинскому, прочел адрес, написанный на пергаменте в древнем стиле и покрытый многочисленными подписями. После этого С.П. Рябушинскому была вручена древнейшая икона Господа Вседержителя с святителем Иоанном Новгородским и преподобным Варлаамом Хутынским, являющаяся копией с той иконы, которой благословил преподобный Сергий Радонежский великого князя Дмитрия Донского на войну против татар. Икона украшена старинным басменным окладом, а венец — бирюзой и драгоценными камнями. На иконе, на особой доске, сделана дарственная надпись. После этого С.Е. Трындин дрожащим от волнения голосом произнес: «Поклонимся Павлу Павловичу и Степану Павловичу до земли и поблагодарим их за их жертвы, труды и заботы о наших нуждах», — и все присутствовавшие сделали им низкий поклон.
При торжественном колокольном звоне архиепископ Иоанн во главе духовенства в облачении и певцов, исполнявших положенные стихиры, направился из храма в квартиру настоятеля церкви, где были приготовлены чай и трапеза. Архиепископ Иоанн провозгласил здравицу за драгоценное здравие Государя Императора и Его Семьи. Хором певцов было исполнено «Многая лета». Затем С.П. Рябушинский провозгласил здравицу за архиепископа Иоанна. Все присутствовавшие хором исполнили многолетие. После этого следовали многочисленные тосты за П.П. и С.П. Рябушинских, строителей храма, членов Остоженской общины и других уважаемых людей. За трапезой, затянувшейся до трех часов дня, присутствовало все духовенство, с архиепископом Иоанном во главе, и до 70 приглашенных гостей. По окончании трапезы архиепископ Иоанн с колокольным звоном отбыл в свои келии.
В течение целого дня храм был открыт, и в нем побывало множество народа, среди которого было много представителей господствующей церкви. Ясная теплая погода много способствовала торжественности освящения этого первого нового в Москве старообрядческого храма. В 1910 году, 8 ноября, в храме Покрова Пресвятыя Богородицы было совершено освящение придела во имя святителя Николы Чудотворца. Иконостас в приделе изящной стильной работы был сооружен на средства С.П. Рябушинского и С.Е. Трындина, которым во время духовного торжества всеми прихожанами была выражена глубокая благодарность.
B 1920-е и 30-е годы начались прямые гонения на старообрядческую церковь. В Москве, как и по всей стране, за несколько лет были закрыты почти все храмы. Остоженскую общину, имевшую многочисленный приход, долгое время не трогали, но в октябре 1932 года и ее постигла общая участь. Постановлением Президиума Моссовета (Протокол № 30) храм Покрова Пресвятыя Богородицы был закрыт и передан «для культурных целей Фрунзенского района». Древние иконы попали в Третьяковскую галерею. Настоятель храма отец Трофим Силантьев и последний председатель общины Аким Трофимович Кириллов были репрессированы.
С 1966 года в здании храма размещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ «Биотехника») Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой «псковской» звонницы были сломаны. Колоколов не стало. Было сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды — остатки цветных изразцов. Внешний вид стал запущенным. На государственной охране здание не числилось, хотя представляло собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в «древнерусском духе». К концу 1980-х здание храм имело страшно запущенный вид и остро нуждалось в ремонте.
2 декабря 1992 года по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия была зарегистрирована Остоженская Cтарообрядческая Община Русской Православной Старообрядческой Церкви, и комитетом по управлению имуществом г. Москвы ей были переданы храм и дом причта в Турчаниновом переулке. Настоятелем Храма был назначен иерей Сергий Лисуренко, стараниями которого Храм стал возрождаться, и богослужения в нем возобновились. Силами настоятеля и прихожан и с Божией помощью начались работы по реставрации храма, который находился в тяжелейшем аварийном состоянии. Территория храма была загажена мусором, многочисленные пристройки к храму обезобразили его внешний вид. Купол храма и главка звонницы были сломаны, внутри храма нагорожены этажи. Пол в алтарной части на первом этаже отсутствовал. Роспись сохранилась лишь на сводах храма и в центральном куполе, но обнаружить их удалось лишь после разбора этажей и расчистки стен от обоев и краски.
Старообрядцы-добровольцы взялись за восстановление храма, еженедельно стали проводить субботники. Параллельно велись ремонтные работы в доме причта. Там была устроена временная молельня, и службы совершались до тех пор, пока не стало возможным молиться в храме. Из года в год по крупицам трудами священника и прихожан созидалась новая жемчужина старообрядчества. Храм, который мы сейчас видим и в котором молятся сотни прихожан, удивляет своим благолепием. И трудно представить теперь те развалины, на которые было страшно смотреть, и казалось, что восстановить их невозможно. Распоряжением Правительства Москвы здание храма Остоженской старообрядческой общины было принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия г. Москвы.
Колокола, иконы и иконостас храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы были навсегда утрачены, и только по старым эскизам и фотографиям можно оценить то былое величие, поэтому восстановление храма в первозданном виде стало первоочередной задачей для настоятеля и прихожан. Декор иконостаса, включая резьбу и золочения, был выполнен московскими мастерами. Иконы для иконостаса были написаны мастерами иконописи Палиха и Мстеры. Местный ряд набран древними иконами с фрагментами серебряной басмы. В Мстере были написаны новые большие иконы Спасителя и Богородицы Владимирския, что стоят за клиросными перегородками храма. Надо отметить, что купцы в свое время уделяли большое внимание убранству храма и выделяли солидные средства для строительства и содержания храма. Нынешние прихожане стараются поддерживать эту традицию.
В воскресенье 8 февраля 1998 года в неделю мытаря и фарисея глас первыи начало триоди в память пр. отца Ксенофонта Марии и чад их Аркадия и Иоанна в восемь часов утра, в храме отмолились полунощницу и часы с настоятелем храма отцом Сергием Лисуренко, а затем молебен возглавил настоятель Покровского кафедрального собора г. Москвы протоиерей Леонид Гусев в сослужении с отцом Сергием Лисуренко, дьяконом Александром Масловым, чтецами Максимом Кидавой и Михаилом Витушкиным, певцами Рогожского собора и местными прихожанами. Слаженный хор под руководством Елены Юрьевны Устиновой и торжественно прочитанный апостол чтецом Леонидом Устиновым положили начало добрым традициям. Храм, так долго находившийся в плену, вновь услышал знакомое былое благочестие и снова ожил, вторя каждый звук пения. Были и прихожане, кто помнил этот храм еще до закрытия, в его былом величии. С пением стихер кресту крестный ход обошел храм, затем крест медленно стал подниматься вверх.
«Священныи воста рог, и глава всем богомудрым крест…» звучало в стихах канона воздвижению честнаго креста на молебне, и пока храм не восстановил своего былого благолепия, вновь водруженный крест засиял на солнце. Духовная радость наполнила молящихся, все крестились, даже случайные прохожие не оставались равнодушными. «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса божию славу», — пробил благовест-колокол, отлитый на пожертвования митрополита Алимпия для Остоженской общины. Колокол подняли одновременно с крестом. Затем прозвучал первый колокольный звон, возвещая о новом возрождении храма. Завершая торжество, отец Леонид пожелал настоятелю храма и прихожанам приложить еще больше усердий для подготовки к освящению храма.
12 декабря 1999 года состоялось событие, которого с долгим душевным трепетом ждали все московские старообрядцы. Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Турчаниновом переулке был вторично освящен в честь сретения чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския, став третьим по счету храмом в Москве в лоне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Чин освящения совершил Высокопреосвященнийший Алимпий, Митрополит Московский и Всея Руси.
Накануне освящения 11 декабря 1999 года под колокольный звон, с иконой и хлебом с солью встречали митрополита Алимпия. Торжественно с пением «Сей день Господень радуйтеся людие…» вошел в храм Владыко с причтом. В 15 часов началась вечерняя служба Обновлению храма и Владимирской Пресвятой Богородице. Митрополит Алимпий в архиерейском облачении в сослужении протоиерея Леонида Гусева, настоятеля Покровского кафедрального собора г. Москвы на Рогожском, иерея Сергия Лисуренко, настоятеля Остоженской общины, иерея Александра Селина с. Губино Московской области, дьякона Варнавы Страхова, чтецов Максима Кидавы, Иоанна Гусева, Михаила Витушкина, Владимира Кирпичникова. Возглас «Благословен Бог наш… Приидите поклонимся цареви нашему Богу…» провозгласил дьякон Варнава, «Благослови душе моя Господа…» началась вечерня. Руководят хором на правом клиросе чтец Михаил Витушкин, на левом — чтец Иоанн Гусев, слаженно высшим гласом, как помнят еще корифеи, пели на Рогожке. Со свечами поют полилеос Обновлению храма и Владимирской Пресвятой Богородице в середине храма, где проходит вся служба, «Святому духу всяко благодарение» звучат антифоны третьего гласа, громко протяжно читает «Помилуй мя Боже» отрок Иоанн Селин и особую торжественность придает катавасия «Христос рождается славите». Читают каноны: Воскресный и Обновлению храма иерей Александр, Владимирской Пресвятой Богородице иерей Сергий. На аналоях лежат иконы, горят свечи, и хотя еще нет основного иконостаса (был поставлен временно иконостас придела), в храме необыкновенно уютно, и хотелось, чтобы эта служба вновь и вновь повторялась. Славословие великое «Слава вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение…» приглушены тоны певцов, сумерки в храме, и только свечи освещают образы святых икон, унося нас в горний мир, наполняя душу теплом и светом… Завершается служба чтением первого часа и расход.
12 декабря 1999 года в воскресение в 5.30 утра звонит благовест, встреча митрополита Алимпия, затем полунощница и водосвятный молебен, освящение престола и храма в честь Владимирской Пресвятой Богородицы, заступницы первопрестольного града. «Днесь светло красуется славнейшии град Москва…» — именно с этих слов начинается тропарь этому празднику, неоднократно чудотворная икона Владимирская спасала Москву и другие русские города от нахождения татар и иноплеменных, и по сей день является она заступницей града Москвы и сего храма. Крестный ход, а затем Божественная литургия поется демественным распевом, завершается торжество многолетием митрополиту Алимпию, настоятелю храма священноиерею Сергию, певцам, чтецам, совершающим торжество дне сего в храме, где в сослужении с Владыкой Алимпием предстояли протоиерей Леонид Гусев, иерей Сергий Лисуренко, иерей Александр Селин, диакон Варнава Страхов, чтецы Максим Кидава, Иоанн Гусев, Михаил Витушкин, Владимир Кирпичников, Андрей Андреев, Ромил Хрусталев и Валерий Витушкин помогали петь на клиросе. В числе молящихся был прихожанин Михаил Морозов, которому мальчиком довелось молиться в Остоженском храме еще до его закрытия.
Праздничная трапезная была организована в двух комнатах дома причта, и едва могла вместить всех гостей и прихожан храма. Много теплых слов прозвучало в адрес настоятеля храма отца Сергия и попечителей, которые много лет трудились и восстанавливали храм, готовя его к освящению. Собравшихся на празднество старообрядцев поздравил приехавший из Австрии профессор-русист Иоганн Краммер. «Я сегодня стал свидетелем того, как прибавилась еще одна жемчужина в корону старообрядческих святынь России», — сказал он.
Немногие знают и видели ту «мерзость и запустение» в каком состоянии отдали храм, с каких руин пришлось начинать, сколько тонн мусора пришлось вывезти. Впереди много предстояло работы по реставрации, восстановлению иконостаса, но звучали песнопения «В молитвах неусыпающую Богородицу… Всемирную славу…» призывая дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, возлагая надежду на помощь Божию, теперь в этом храме будет совершатся литургия по воскресным дням и праздникам. Возрождение Храма открыло новую страницу его истории и к 100-летнему юбилею преобразило его в благолепный молитвенный Храм!
Внутреннее убранство храма, 2008 г.
Внешний вид храма, 2008 г.
Остоженская старообрядческая община. Турчанинов пер.
Вид с Остоженки, справа, где были сады, таперича — какой-то восточный ресторан, а за ним бассейн «Чайка».
В 18 в. назывался Конюшенный пер. по его расположению при казенном конюшенном дворе, затем — Турчаниновский по домовладельцу участка №2-4 подпоручика С. Г. Турчанинову. После него (с 1824 года) этот участок принадлежал купцу И. А. Прозуменщикову, затем (с 1843 года) купеческим сыновьям братьям Зерновым, затем — с 1872 года потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой, у которой Павел Павлович Рябушинский приобрел этот участок. В конце XVIII–начале XIX в. назывался 3-й Ушаковский по более позднему и более крупному земле- и домовладельцу генерал-поручику Л. Ф. Ушакову; Ушаковскими назывались и два соседних переулка. В 1922 г. в целях устранения номерных названий все три Ушаковских переулка были переименованы. 3-й Ушаковский снова получил название Турчанинов.
Опосля революционных безпорядков 1905 года Николай II принимает манифест о веротерпимости. На Рогожском снимаются печати с старообрядческих алтарей и начинается «Золотой век» староверов. Правда, продлился он токмо до 17-го года (((. Но за етот короткий период были построены практически все старообрядческие церкви, окромя на Рогожском и Преображенском кладбищах.
Указ о разрешении создавать старообрядческие общины был издан 17 октября 1906 года. Одной из первых созданных в Москве общин была «Остоженская старообрядческая община».
Уже 14 января 1907 года состоялось собрание прихожан храма Покрова Пресвятой Богородицы, находившегося в доме Павла Павловича Рябушинского по 3-му Ушаковскому переулку. Собрание решило образовать старообрядческую общину, объединяющую прихожан храма, и дать ей название: «Старообрядческая Остоженская община в г. Москве», учреждена старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии.
Товарищ председателя совета Остоженской старообрядческой общины в Москве Сергей Егорович Трындин.
Октябрь 1908 г.
Павел Павлович Рябушинский жертвует на строительство храма этот дом с землей в Пречистенской части, 1 участка № 162130, литера А. Этот участок по акту приобретения стоит 34.500 руб., по страховой оценке 20.000 руб. Разрешение на дарение участка было утверждено Его Императорским Величеством 31 мая 1907 года. Для строительства храма часть земли была куплена у «Товарищества Ивана Бутикова».
Председатель совета Остоженской старообрядческой общины в Москве Степан Павлович Рябушинский.
Октябрь 1908 г.
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года.
Храм построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята в стиле раннего новгородского зодчества. Вел строительные работы архитектор Юрий Иванович Чаговец.
Кресты для нового храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Установлены 17 августа 1908 года.
В воскресенье, 12 октября 1908 года, состоялось торжественное освящение храма.
С наружной, южной стороны храма, около входа была вмурована доска со следующей надписью:
«В лето 7415-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве, при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине, Иоанне Михайловиче Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В. Д. Адамовича и В. М. Маята».
На аналоях в храме были положены древняя икона Смоленской Божьей Матери и храмовая икона. У клиросов были помещены древние хоругви, пожертвованные С. П. Рябушинским, на которых находились квадратные иконы XVI века: Божьей Матери Неопалимые Купины, преподобного Дмитрия Прилуцкого, святого благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского, и чад его Давыда и Константина, Рождества Богородицы и Успения Богородицы. По краям иконы украшены старинными окладами и к ним с боков приделаны лопасти из малинового бархата с золотой бахромой и кистями.
Престол в алтаре сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев и 2 запрестольные иконы.
Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн с священниками: о. Прокопием Сорокиным, о. Иоанном Власовым, о. Исаакием Носовым, о. Елисеем Мелехиным, о. Трофимом Силантьевым и о. Иаковым Никулиным с диаконами: о. Елисеем и о. Львом.
В марте 1909 года С. Е.Трындин пожертвовал новому храму святую плащаницу.
16 августа 1909 года после Божественной литургии о. Трофим Силантьев отслужил молебен по поводу начала работ по расписыванию внутренних стен храма. Роспись стен проводили А. В. Тюлин с сыновьями А. А. Тюлиным и Н. А. Тюлиным. Роспись производилась за счет С. П. Рябушинского.
В 1910 году 8 ноября в храме Покрова Пресвятой Богородицы было совершено освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца. Иконостас в приделе изящной стильной работы сооружен на средства С. П. Рябушинского и С. Е. Трындина, которым во время состоявшейся после духовного торжества трапезы была выражена всеми прихожанами глубокая благодарность.
Так бы все и шло хорошо, но тут грянул 1917 год…
…5 апреля 1922 года из храма было изъято 1 пуд 10 фунтов 50 золотников серебра.
Храм был закрыт 15 октября 1932 года. Много лет сохранялась золоченая глава, затем все-таки рухнувшая. С 1966 года внутри храма помещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ “Биотехника”) Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой “псковской” звонницы сломаны.
1987 г.
В 1992 году здание было возвращено Остоженской старообрядческой общине Русской православной старообрядческой Церкви. Долго усилиями активистов делался ремонт, но без больших финансовых вложений дело с трудом продвигалось.
10 февраля 1998 года состоялось поднятие крестов на главы восстановленного купола.
Фотографии Виталия Царина
Таким был дом причта в 1998 году, хотя и сейчас он выглядит также. На первом етаже находится трапезная и книжный магазин.
В 2000-м году.
Начало внешнего ремонта. 00-01 гг.
Ну а сейчас церква является одним из главных украшений ентих мест ))).
Автор статьи Михаил Панкратов на Остоженке (во втором ряду слева):
Спаси Христос Вас, Михаил, за труды!